Авторизация       Регистрация

Глядя на гравюру Дюрера «Меланхолия»

Опубликовано: 2016-07-31 04:44:31
Просмотров: 396

Рубрика: Проза, Психоделическая литература
Комментариев: 0

Скачать

«Меланхолия» (1514) — последняя из сериитрёх мастерских гравюр немецкого живописца и графика, одного из величайших
мастеров западноевропейского Ренессанса Альбрехта Дюрера (21 мая 1471 – 6
апреля 1528 гг.). Первые две - это «Рыцарь и смерть» (1513) и «Иероним
в келье» (1514). В каждой из трёх гравюр - своё действующее лицо. Это
рыцарь, Иероним и крылатая женщина. Искусствоведы считают, что таким образом
мастером описано три различных состояния человеческой души.

Дюрер создавал триптих в тяжёлое время: умерла
его мать, разгорались войны и восстания, Европа стояла на пороге
Реформации. «Столько вопросов, но почему нет на них ответов!» —
словно хочет воскликнуть мастер через изображение.

Станислав Зарницкий полагает, будто на гравюрах
триптиха описаны три состояния великого Мартина Лютера, идеи которого разделял
живописец. Также из гравюры в гравюру кочуют часы, пёс
и некоторые другие символы. Но «Меланхолия» ими просто перенасыщена.

На стене выгравирован квадрат
с цифрами — магический квадрат, где сумма чисел на каждой
горизонтали, вертикали и диагонали и во многих других
комбинациях равна тридцати четырём. Возможно, Дюрер сам составил квадрат,
или же взял за основу более ранний квадрат Корнелия Агриппы
и видоизменил его, подобрав свои цифры. Так в квадрате зашифрованы
год создания картины (нижние средние два числа), дата смерти матери художника
(16.05), и можно найти много других. Нужно отметить, что квадрат Агриппы
назывался «квадрат Юпитера», а Юпитер подавлял негативное влияние Сатурна».

Какое влияние оказывает эта гравюра Дюрера на нас,
сегодняшних?

На этот вопрос получит ответ тот, кто внимательно прочтётминиатюру Сергея Бендта (1958-2007) «Глядя на гравюру Дюрера «Меланхолия»
(1996):

«Всё самое интересное происходит в перерывах,
паузах, остановках. Если б их не было в нашей жизни, мы мало чем отличались бы
от механических кукол, у которых не кончается завод. Школьная переменка,
антракт между актами, сон, отпуск, каникулы, обеденное время, перекур на
тяжёлой работе – разве не ждёшь их иной раз сильнее всего? Во время них можно
перевести дух, подумать, что делаешь, как и зачем. А потом продолжить. Или не
продолжать. Оставшихся в живых из полка после боя снимают с передовой и
перебрасывают в тыл для переформировки – разве для них это не счастье? А
болезнь? Повод вспомнить, что помимо всего общего есть ещё и своё, которое
ближе к телу. Твоему телу. Я есмь.

Остался без работы? Не убивайся. Ты же клял эту работу
последними словами.Аккумулируй, копи
силы для будущего, как яблоня, время от времени «закрывающаяся на учёт» и не
плодоносящая. Невозможно безостановочно есть даже шоколад. Если не вырвет,
умрёшь от заворота кишок. От самой любимой музыки сойдёшь с ума, если станешь
слушать её с утра до вечера.

Представляете поезд, который следует без остановок?
Или речь – бесконечную пулемётную очередь. А ожидание минуты свидания, ожидание
вынесения приговора, девятимесячное ожидание: мальчик? девочка?..
Последний удар сердца, пуля, остановившаяся в нём.
Момент, когда ноги удавленника повисают в воздухе. Краткая остановка перед
отправкой в мир, который, говорят, лучше нашего.

Если жизнь в движении, то в статике её не меньше.
Бывают художники, рисующие на ходу, или часовщики, вставляющие лупу в глаз,
выходя из пункта «А» в пункт «Б»? Автомобиль останавливается для заправки горючим
для того, чтобы пассажиры могли размяться. Перерыв между таймами в футболе.

Жизнь невозможна без перерывов, эволюция невозможна
без перерывов, истории человечества нет без перерывов. Жизнь в паузе, истина в
паузе. Мы живём в эпоху, когда и время, про которое говорят, что оно не
останавливается никогда, взяло паузу, остановилось. И очень может быть, что
время, в котором мы живём, не так уж плохо, как нам иногда кажется.

Сейчас пройдёт мгновение, другое, и эта женщина с
гравюры встанет, расправит крылья и полетит к сиянию, которое пока на втором
плане. Звени, звоночек!» -

Делюсь восприятием близкого мне человека великой
гравюры Дюрера.

Сергею не задашь вопросов для разъяснений. Его нет
на свете с марта 2007 года.

Как он – там? Долетел ли до ожидаемого сияния?..

«Ответ где-то здесь – между вдохом и выдохом»:

Чем распишусь в получении
Встреч, как пустыня,
Разлук, ставших благом,
Рук, поднимающих после подножки?
Шеей подставленной,
Постом ли, пиром?
Мальчик-кладоискатель,
Ответ где-то здесь,
Между вдохом и выдохом.
В зыби вонзайся холодные.
Там не мешает шипенье и треск
Факелов угасающих.
Шмель, для булавки назначенный,
Жалит и прочь улетает.


Комментарии

Произведение никто не комментировал :(