Авторизация       Регистрация

Не рубите ёлки!

Опубликовано: 2019-01-14 11:15:39
Просмотров: 40

Рубрика: Проза, Эссе
Комментариев: 0

  Наверно, нет среди нас человека, который не пел бы в детстве знаменитую песенку
«В лесу родилась ёлочка».  Какие ощущениявызывала у вас эта песенка? У меня – острую, до слёз жалость к чудесной ёлочке,
которая много лет росла в родном лесу и радовала зверюшек, которую укутывал
снежком Мороз, и желание побить этого мерзкого мужичка, который срубил лесную
красавицу «под самый корешок…» Так я воспринимала это в раннем детстве… Потом
сострадание к срубленной ёлочке сменилось мыслью о том, что погибла она не зря,
но для того, чтобы порадовать детей на новогоднем празднике. Тем более и в
нашей семье многие годы была неизменная традиция покупать на Новый год живую
ёлку. Мы хотя бы держали её до февраля, а то и до марта – как-то рука не поднималась
выбрасывать на помойку… А ведь многие выбрасывают уже на следующий день после
праздника… И только в зрелые годы я начала задумываться – а стОит ли оно
того???
   Страшно представить, сколько елей и сосен вырубаются каждый год!
В каждом населённом пункте ради нескольких дней праздников наносится
непоправимый ущерб природе.
   Эта варварская традиция настолько сильно вошла в наш быт, что
многие и не задумываются, откуда она пришла и что символизирует.
   Считается, что наряжать мертвую ёлку – это старая русская
традиция. На самом деле новогодняя ёлка — немецкого происхождения и появилась
на русской земле относительно недавно.
   На Руси Новый год праздновали весной, в день весеннего
равноденствия – начало возрождения Природы. Новогодним деревом была берёза
(древо жизни, любви и благоденствия). Берёза первой распускается весной, и
считается средоточием животворящих сил, отпугивает зло и приносит здоровье.
После крещения Руси Новый год стали считать 1 марта по юлианскому календарю. В
петровскую эпоху, основой для праздников стали не Природа и не «священное
писание», а традиции Запада. Поэтому в 1699 году Петр 1 заменил русский
календарь на юлианский, и приказал праздновать Новый год как в Европе – 1
января. Новогодним деревом становится ель. Такое новшество Петр перенял у
протестантской Германии. Сурово и долго насаждал новую традицию (ёлку),
поскольку у славян ель — дерево смерти, с ним связаны погребальные ритуалы.
После смерти Петра новогодние ёлки ставить перестали, и лишь владельцы
трактиров украшали ими свои дома, причем эти ёлки стояли на трактирах круглый
год – отсюда пошло их название – «ёлки-палки». Перед новым годом ёлкамиукрашали лишь питейные заведения – кабаки, поэтому в народе их стали называть
«ёлками» или же «Иванами-ёлкиными».
   Действительно ель традиционно считалась у русских деревом смерти,
о чем сохранилось множество свидетельств. Существовал обычай зарывать самоубийц
между двумя елками, поворачивая их ничком. В некоторых местах был распространен
запрет на посадку ели около дома из опасения смерти члена семьи мужского пола.
Из ели, как и из осины, запрещалось строить дома.
Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон.
Их кладут на пол в помещении, где лежит покойник. Еловыми ветками выстилают
путь похоронной процессии. Смертная символика ели нашла отражение и в
пословицах, поговорках, фразеологизмах: «смотреть под елку» – тяжелоболеть; «угодить под елку» – умереть; «еловая деревня», «еловаядомовина» – гроб; «пойти или прогуляться по еловой дорожке» –умереть и др.
И при советской власти ель превратилась в характерную деталь официальных
могильников, прежде всего – мавзолея Ленина, около которого были посажены
серебристые норвежские ели.
   На протяжении всего XVIII века нигде, кроме питейных заведений,
ель в качестве элемента новогоднего или святочного декора больше не фигурирует.
В рассказах о новогодних и святочных празднествах, проводившихся в этот период
русской истории, никогда не указывается на присутствие в помещении ели.
   Возрождение ёлки началось лишь в середине ХIХ века. Считается, что
первую рождественскую ёлку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Из
столицы империи эта традиция начала распространяться по всей стране. «Елочный»
символ Рождества среди большинства народа долго считался «барской» забавой,
ёлки ставили в основном в домах знати и богатых купцов.  Таким образом,
«елочная» традиция для России достаточно нова. Но надо отметить важный момент,
что наряженная елка в России посвящалась не новому году, а сугубо Рождеству, естественно
в его «никонианском» понимании.
   Забавный факт, но серьезным противником ёлки, как иноземного и, к
тому же, языческого по своему происхождению обычая, стала христианская церковь.
Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие
устройство ёлок в школах и гимназиях. Тем не менее, к началу XX века ёлка
становится в России обычным явлением. После 1917 года несколько лет елки
сохранялись: вспомним картины «Ёлка в Сокольниках», «Ёлка в Горках». Но с 1925
года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками,
результатом которой стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. День
Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и
ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала
Православная Церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем.
   В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько
превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: «Новогодняяёлка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране».Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных
предприятий становится обязательным. Связь ёлки с Рождеством была предана
забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного
праздника Нового Года. Восьмиконечную звезду – славяно-арийский знак Солнца,
который христиане назвали Вифлеемской звездой, на верхушке «рождественскогодерева» теперь заменила пятиконечная звезда, такая же, как на кремлёвскихбашнях.
   История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно
не восстановлена. Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории
Германии, где ель во времена ведической культуры была особо почитаемой и
отождествлялась с мировым деревом. Большинство исследователей вопроса
склоняются к тому, что обычаи, связанные с «рождественской» елкой, зародились
достаточно поздно среди протестантов Германии, в конце XVII века (есть
предание, что первую елку нарядил основатель реформации М. Лютер). То есть
наряженная ель – это продукт эпохи Нового Времени, времени — торжества
рационализма, скептицизма и атеизма. И именно в эту смутную эпоху, в XVIII
веке, рождественские деревья стали украшать на всем пространстве Западной
Европы.
   Этот обычай однозначно придуман силами разрушения. Срубая дерево
как раз в дни, когда идёт рост и «просыпание» нового энергетического витка (на
зимнее солнцестояние) — люди тем самым «подрубают» эти энергии, становятся
разрушителями Вселенной, ибо дерево обладает вселенскими возможностями, и разрушают
тем самым себя, свои семьи. Может ли принести счастье в дом гулянье возле
мертвого дерева? Задумайтесь, это живое существо могло жить, радоваться солнцу,
приносить благо окружающему миру и нам в том числе (кислородом то все мы
дышим). Но ради нашей однодневной прихоти, оно должно было умереть. Не
напоминает ли вам все это ритуалы черной магии, где также проводятся «песни –
пляски» вокруг умирающего живого существа…
   Экологи считают, что мы должны избавиться от вековой традиции
нести срубленную елку в дом и украшать ее, так как это недостойно
цивилизованного человека. Убитая ель не может быть символом праздника! Украшать
срубленную ель – все равно, что украшать покойника. Ель – живой организм, его
уничтожение, как и любого дерева, нарушает устойчивость всей экологической
системы. Кроме того, гибель деревьев – это сокращение биогенного (пропущенного
через растения) кислорода, которым мы дышим. Так стоит ли убивать деревья, с
которыми связано множество других жизней?
   Для того чтобы вырастить новогоднюю красавицу — ель  высотою
около полутора метров требуется не менее десяти  лет. А продолжительность
её  жизни около 250 лет. Новогодняя глупая и беспощадная, вырубка леса
приносит большой вред стране: это и безвозмездные потери лесных ресурсов и вред
экологии.
   Такого изворотливого зловредительства, как вырубка елей,
 сложно представить. Ведь чуть не каждый житель страны уверен, что живая
красавица родилась, выросла и окрепла только для того, чтобы  украсить
собой жилище человека на считанные дни! В масштабах страны это больше похоже на
массовое помешательство: осознанно наносить непоправимый вред Земле. И без
этого кощунства деревьев осталось очень и очень мало...
   Если вам хочется нарядить дерево, то пусть это дерево будет
растущим во дворе или в лесу. Можно вокруг него водить хороводы и петь песни,
вреда никакого не будет. Деревья нас за это только поблагодарят!

(написано с использованием материалов с экологических и славянских духовных сайтов)

24.12.15
 


Комментарии

Произведение никто не комментировал :(